Друзья! На этой странице Вы сможете прослушать популярную передачу "Музыкальные маршруты", которая с 2014 года выходит на радио "Орфей" с моим участием.
Страница дополняется! Выпуск 1."
Музыкальный» переулок". Староваганьковский переулок… По одной из версий название переулка происходит от глагола «ваганить» – известного по русским говорам в значениях «шутить», «развлекать», «потешать» и даже «петь». Ваганты – были народные певцы, развлекающие и простой люд, и людей побогаче. Словом, нас с вами ожидает прогулка по одному из «музыкальных» переулков Москвы… Например, Староваганьковский, 17. В этом доме много лет назад жил главный дирижер Большого театра Ипполит Карлович Альтани. На своем посту он пробыл немалое количество лет и многое успел сделать. Он первым поставил оперы – «Опричник, «Мазепа», «Пиковая дама», «Иоланта» П.И. Чайковского, первым дирижировал операми «Снегурочка» и «Псковитянка» Римского-Корсакова, руководил первой постановкой «Бориса Годунова». Более того – за год до освещения Храма Христа Спасителя во время Всероссийской художественной выставки 8 августа 1882 года под руководством Альтани была исполнена Торжественная увертюра «1812 год» Чайковского. Говорят, композитор остался доволен. Другой знаменитый обитатель Староваганьковского переулка – художник Валентин Серов, выходец из необыкновенной музыкальной семьи. Его отец, Александр Серов, был композитором и музыкальным критиком, а мать, Валентина Семеновна, получила консерваторское образование и прославилась как первый профессиональный композитор в России среди женщин. Сам Серов тесно дружил с Шаляпиным, и его перу принадлежат несколько известных портретов великого русского баса… Слушать выпуск
Выпуск 2. В цикле программ «Музыкальный маршрут» мы путешествуем по местам Федора Ивановича Шаляпина. Наша первая точка – улица Большая Дмитровка и Театр оперетты. Он не всегда был таковым: прежде здесь располагался филиал Большого театра, а еще раньше до этого – театр Г.Г. Солодовникова. В 1880-х годах известный в Москве купец-миллионер выстроил свой личный театр…
Театр был великолепный – пятиярусный: он вмещал в себя более трех тысяч человек, и всегда был полон. В разное время театр давал пристанища многочисленным частным операм. Среди них и одна из самых знаменитых – «Частная русская опера» Саввы Мамонтова, большого поклонника
музыки, живописи и театра. Однажды в Петербурге Савва Иванович услышал молодого Шаляпина. Голос певца поразил его, и он захотел, чтобы этот «парень» непременно выступал в его театре. Он сказал ему так: «Феденька, в моем театре вы можете делать всё, что угодно». Шаляпин отмечал, что эти слова Мамонтова «одели его душу в одежды праздничные», и «впервые я почувствовал себя свободным, сильным и способным побеждать все препятствия».
Казалось бы, откуда взяться подобным мыслям у яркого, многообещающего артиста? Что не устраивало его в Императорском Мариинском театре? Слушать выпуск
Выпуск 3. Переулок Леонида Собинова. Малый Кисловский переулок свое название получил по Кисловской слободе. Там жили кислошники и заготавливали для царского двора кислую капусту. В Москве аж четыре Кисловских переулка: Верхний, Малый, Средний и Нижний. Один из них – Малый Кисловский переулок – долгое время, с 1937 по 1992 год, носил имя великого русского оперного певца Леонида Витальевича Собинова…
Его судьба была удивительна и незаурядна. Юный Собинов учился на юридическом факультете Московского университета, был хорошим и прилежным студентом, пока однажды на музыкальном вечере в доме адвоката Плевако не встретился с Марией Ермоловой. Услышав его голос, знаменитая актриса посоветовала молодому человеку задуматься о том, чтобы посвятить свою жизнь пению. Вскоре Собинова пригласили петь в Большой театр. Еще некоторое время артист метался между юридической практикой и сценой, но в конечном итоге остановил свой выбор на театре. А Малый Кисловодский переулок знаменит тем, что именно здесь располагалось училище Московского филармонического общества, где учился певец. Спустя годы он станет жителем этого переулка… Слушать выпуск
Выпуск 4. Из истории Большого театра: Петровский театр. В цикле программ «Музыкальный маршрут» мы продолжаем путешествовать по страницам истории русского музыкального театра. С улицы Знаменка попадаем на Петровку, где в 1780 году был построен новый Петровский театр – основательный, крепкий, каменный в три этажа. Зайдем внутрь – посмотрим, как он выглядел… Сохранился альбом «Планы и фасады театра и маскарадной залы в Москве, построенных содержателем публичных увеселений англичанином
Михаилом Маддоксом», отпечатанный в типографии Московского университета. Что же мы видим?
Театральный зал вмещал в свои стены более полутора тысяч человек – восемьсот в зале и столько же в галерее. С расположенного под углом партера открывался прекрасный вид на возвышавшуюся перед зрителями сцену. Театр имел «старую маскерадную залу в два света и карточную в один свет». В «дамском уборном кабинете» вниманию посетительниц предлагались модные журналы. К театру примыкала круглая «новопристроенная маскерадная зала» – «Ротонда», окружённая круглой коринфской колоннадой, «угольными кабинетами», оркестровым балконом. Она великолепно освещалась сорока двумя хрустальными люстрами, отражавшимися в больших зеркалах по стенам. В лучшие дни там собиралось до двух тысяч человек… Без малого 25 лет Петровский театр Меддокса давал представления, а 22 октября 1805 года «в четыре часа пополудни по причине гардеробмейстера Карла Фелкера, бывшего с двумя свечами в гардеробе, вышедшего оттуда и оставившего оные там с огнем, сделался пожар, от которого весь театр сгорел». Однако если в прошлый раз новое здание театра было возведено в довольно быстрые сроки, в этом случае пришлось ждать очень долго – приближался 1812 год и война с французами... Слушать выпуск
Выпуск 5. Из истории Большого театра: Знаменский театр. Очередная программа из цикла «Музыкальный маршрут» рассказывает о том, как начиналось театральное дело в Москве, и знакомит радиослушателей с одной из старинных улиц – Знаменкой, где начиналась история Большого театра.
Большой театр… Кто бы мог подумать, что он ведет свое начало от маленького особняка на Знаменке – совсем недалеко от Кремля. Сейчас здесь располагается Музыкальная школа имени Гнесиных, а когда-то в этом здании – в доме графа Воронцова – давал театральные представления первый публичный московский театр, известный также под названием Знаменский «оперный дом».
«Знаменка – театральная улица, – подмечает историк Александр Васькин. – Ведь когда-то в другом доме, который сегодня очень сильно переустроен – там находится Министерство обороны – был домашний театр графа Апраксина. Домашними театрами Москва была полна, но Знаменский театр – особый. Именно здесь и родился Большой театр России…»
Вы узнаете, благодаря кому в Москве появился профессиональный театр, кто стал автором первого каменного театра, чем знаменит двор в Белом городе, и какой день принято считать днем рождения Большого театра… Слушать выпуск
Выпуск 6. Из истории Большого театра: царская ложа. Сегодня Большой театр во всем блеске предстает перед нами на Театральной площади. Примерно таким же он был в 1825 году, когда впервые открылся после долгого строительства…
«Можно сказать абсолютно точно, – подтверждает историк Александр Васькин, – что нынешний театр в общих чертах похож на тот первый театр, что выходил фасадом на Театральную площадь. Треугольный фронтон, колонны… К сожалению, это был не последний пожар в истории Большого театра, о чем мы еще расскажем». К середине XIX века на Театральной площади сложился великолепный архитектурный ансамбль. В этом была заслуга двух выдающихся зодчих – Андрея Михайлова, автора проекта Большого театра, и Осипа Бове, занимавшегося реконструкцией Москвы после пожара 1812 года. Именно по задумке Бове, новое здание театра должно было стать доминантой всей площади. К тому времени ее уже расчистили от болот и мусора, а реку Неглинку, протекавшую через Театральную площадь наискосок, убрали в трубу и спрятали под землю. Воспоминанием о ней осталась улица – Неглинная. В день открытия нового театра газета «Московские ведомости» написала: «Большой Петровский театр, как феникс из развалин, возвысил стены свои в новом блеске и великолепии». Слушать выпуск
Выпуск 7. Дом детства Ирины Архиповой. «Мой родной город – Москва. Это город моего детства, юности. И хотя я объездила множество стран, видела немало прекрасных городов, Москва для меня – город всей жизни», – так о своем любимом городе писала Ирина Архипова. Волею судеб она родилась в самом центре Москвы – в Романовом переулке – в удивительном соседстве…
«Да, это удивительный дом №3, – рассказывает Александр Васькин. – К сожалению, на стенах этого дома не нашлось места для маленькой мемориальной доски. Там много мемориальных досок, которые говорят о том, что в этом доме жили военные, наркомы, военноначальники, но почему-то нет хотя бы маленькой памятной доски, из которой следовало бы, что здесь прошло детство Ирины Константиновны Архиповой. И мы можем только гордиться, что она уроженка нашего города – уроженка Москвы». Это была огромная коммунальная квартира в бывшем доходном доме. В своих воспоминаниях Ирина Константиновна
отмечает, что москвичи, позднее переселившиеся из коммунальных квартир, стали “какими-то другими”. Нежную любовь к своему коммунальному детству великая оперная певица пронесла через всю жизнь… Слушать выпуск
Выпуск 8. Большой театр в годы войны. Программа первая. Театральная площадь, Большой театр и… война. Искусство и кровь. Искусство и смерть. Искусство, которое тоже воевало и сражалось за Победу всеми своими силами и возможностями. Гуляя по замаскированной Москве, авторы программы «Музыкальный маршрут» вспоминают искусство Великой войны и Великой победы… Представьте себе, что мы находимся в Москве 1941 года. Думается, что Большого театра вы бы просто не узнали, потому что он был очень тщательно и умело замаскирован. На месте театра возвышалось нагромождение каких-то непонятных объемов, к тому же всё было раскрашено. Для чего это делалось? – Для того чтобы немецкие летчики, совершая налеты на Москву, не могли разобраться, где они находятся. Однако бомбы избежать не удалось, и Большой театр был поражен. А труппа тем временем была эвакуирована в “запасную столицу” – Куйбышев. За неимением костюмов и декораций решено было играть только те оперы, где артисты могли бы выступать в концертных костюмах. Так, «Евгений Онегин» и «Травиата» стали самыми популярными операми военного времени.
О тех, кто выступал вместе с фронтовыми бригадами, не страшась пуль и обстрелов, о судьбах выдающихся советских артистов, композиторов и музыкантов, о музыке, которая воодушевляла и поднимала к жизни – в память о Великой Победе в программе «Музыкальный маршрут» на радио «Орфей»… Слушать выпуск
Выпуск 9. Большой театр в годы войны. Программа вторая. Авторы программы «Музыкальный маршрут» продолжают вспоминать выдающихся российских деятелей искусства, которые в тяжелые годы Великой Отечественной войны не теряли не только боевого, но и творческого духа… Театральная площадь, Большой театр – здесь мы уже встречались в прошлый раз и вспоминали войну. Это одно из самых памятных мест Москвы, ведь именно здесь из года в год собирались ветераны. К тому же не будет преувеличением сказать, что Большой театр тоже сражался. Сохранились цифры, которые действительно поражают воображение. Например, что во время эвакуации в Куйбышеве артисты Большого театра сдали 198 литров крови, семь бригад были отправлены
на фронт, а сумма сборов достигала почти двух миллионов рублей. Не менее красочно о вкладе Большого театра в Победу говорит и тот факт, что московский филиал театра на Большой Дмитровке (ныне здесь располагается театр «Московская оперетта») всю войну не переставал давать спектакли. О том, как артисты спасали страну, народ и друг друга, о подвигах творчества и духа, о бессмертных произведениях, которые оставила эта трагическая, но и талантливая эпоха – рассказывает нынешний выпуск программы. Слушать выпуск
Выпуск 10. Романов переулок: по местам Буденного. Романов переулок – крошечная улочка в самом центре Москвы. Вечерами здесь тихо, пустынно – вспоминается легко. Здесь дом, в котором жил Семен Михайлович Буденный. Казалось бы, какая связь – музыка и Буденный? Но судьба иногда выбирает странные пути…
«Буденный жил в знаменитом доме, весь первый этаж которого усеян памятными досками, – рассказывает историк Александр Васькин. – Мы видим там и Семена Михайловича с его знаменитыми усами. За усами своими он ухаживал очень тщательно. Осталось даже специальное приспособление – наусник, с помощью которого Семен Михайлович поддерживал форму своих замечательных усов. И недаром говорят, что когда Буденный решил все-таки сбрить усы, ему позвонил Сталин и сказал: “Это не твои усы – это собственность революции и народное достояние. Я тебе запрещаю”».
В доме в Романовом переулке Семен Буденный прожил двенадцать счастливых лет в браке со своей второй женой Ольгой Стефановной Михайловой, которая была оперной певицей и пела в Большом театре. Она вела бурную светскую жизнь с многочисленными романами и посещением иностранных посольств, что привлекало пристальное внимание НКВД. В 1937 году она была арестована по обвинению в шпионаже и попытке отравить маршала, приговорена сначала к лагерям, а затем к ссылке. Ее трагическая судьба высвечивает в памяти имя блистательного тенора Большого театра Александра Алексеева... Слушать выпуск